Мальтийский орден

История Мальтийского Ордена

Суверенный Военный Орден Госпитальеров Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского (Мальтийский Орден) был основан католическими монахами в Иерусалиме в XI веке для помощи христианским паломникам.В те времена дальность и трудность путешествия на Святую Землю приводила к тому, что многие пилигримы прибывали в Иерусалим тяжело больными. Заботу о них брали на себя небольшие странноприимные дома и монастыри. Поток христиан-паломников постоянно увеличивался, и уже в середине VI века римский папа Григорий Великий отправил в Святую Землю аббата Проба с целью восстановления старых и постройки новых странноприимных домов. В середине XI века - разные источники называют либо 1048, либо 1070 гг. - в Иерусалиме, недалеко от Гроба Господня, был открыт госпиталь – странноприимный дом для паломников к Святым местам, посвященный патриарху Александрийскому святому Иоанну Элеймону, жившему в VII веке. Этот госпиталь паломники из Европы назвали госпиталем Иоанна Милостливого, а служители при нем стали именоваться иоаннитами. Через некоторое время (по косвенным оценкам – до 1080 г.) при госпитале Иоанна Милостливого образовалось небольшое братство. Его члены ухаживали за больными и раненными паломниками. Госпиталь превратился в небольшой монастырь с больницами, церковью и часовней. Его первым настоятелем стал фра Жерар (Герард) де Торн, под руководством которого была выстроена церковь во имя Иоанна Крестителя и новый большой госпиталь. Первых братьев-монахов стали называть госпитальерами-гостеприимцами святого Иоанна Иерусалимского (Крестителя). Они давали обеты безбрачия, нестяжания и послушания, также клятву «служить рабами и слугами своим господам, каковыми являются все слабые и больные». Конец XI-XIII вв. в Европе – это время крестовых походов. Значение братства госпиталя святого Иоанна в тот момент было велико. Больные и раненые постоянно прибывали, многим требовалось лечение и уход, а нередко и христианское погребение. В 1099 г. братство иоаннитов было преобразовано в Орден, который возглавил Жерар де Торн. Вначале члены Ордена продолжали лишь ухаживать за больными и ранеными людьми, однако с начала XII века они начали участвовать в войнах с мусульманскими государствами – Ливаном, Сирией и Палестиной. В 1120 г. после смерти Жерара де Торн на его место был избран Раймонд де Пюи из дворянского рода Дофинеи. С этого времени глава Ордена стал называться Великим Магистром. Кроме служения в знаменитом госпитале, иоанниты считали очень важной военную защиту паломников на дорогах к Святой Земле и обязывали к этому своих рыцарей. Для выполнения задач Ордена Великий Магистр Раймонд де Пюи составил первый Устав – Правила Ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1120 г. римский папа Калист II утвердил этот Устав. Рыцари Ордена были разделены на три группы: рыцарей, имеющих благородное происхождение и выполняющие как воинские, так и сидельские обязанности; капелланов (братьев-священников) и оруженосцев, обслуживающих представителей первых двух групп. Рыцарем мог стать только потомственный дворянин. Поощрялось включение в члены Ордена сестер-послушниц. Все члены братства госпитальеров должны были верно служить религиозным и духовным идеалам. Во время обряда принятия в Орден новые братья-рыцари присягали на верность Великому Магистру и давали обеты целомудрия, личной бедности, повиновения, милосердия и благочестивых деяний. На знамени Ордена, утвержденном в 1130 г. римским папой Иннокентием II, был вышит белый восьмиконечный крест на красном фоне. Четыре направления креста напоминали о главных христианских добродетелях – благоразумии, силе духа, справедливости и воздержании, а восемь концов означали восемь благ, обещанных в Нагорной проповеди Спасителем всем праведникам в раю. На Орденской печати был изображен лежащий больной с крестом в изголовье и со свечой в ногах. Паломники из Европы обеспечивались охраной, лечением, жильем и едой в многочисленных гостеприимных домах и госпиталях. Вторая главная задача иоаннитов-рыцарей - борьба с неверными - предполагала также участие Ордена во всех военных походах и оборону государств крестоносцев, образованных на Востоке. Легендарными стали замки иоаннитов в Палестине и их беспримерная оборона. Превратившись в мощный военный союз, Орден стал именоваться: «Рыцари Госпитальеры Ордена святого Иоанна Иерусалимского». По мере роста славы и заслуг Ордена в него вступало все больше благородных аристократов и рыцарей со всей Европы. Орден постепенно становился крупным земельным собственником. Во-первых, он получал владения как в Палестине (на завоеванных землях), так и в Европе в награду за военные подвиги и услуги, оказанные монархам. Во-вторых, рыцари чести, принимавшие все обеты, в том числе обет бедности, жертвовали свое имущество и недвижимость Ордену. В-третьих, Орден наследовал земли своих погибших рыцарей. Каждое отдельное владение Ордена называлось командорством, и, по своему обыкновению, и во всяком таком владении (как в Палестине, так и в Европе) Орден устраивал госпиталь в честь св. Иоанна Иерусалимского. За время Крестовых походов существовало несколько государств иоаннитов. Государство иоаннитов в Акконе со столицей в Акре было последним государством крестоносцев в Палестине после падения Иерусалима. В 1270 г. состоялся последний Крестовый поход - восьмой. 17 июля войска крестоносцев, возглавляемые французским королем Людовиком IX высадились в Тунисе, где король умер от лихорадки. Поход завершился безрезультатно, был подписан мир - крестоносцы не смогли переломить ситуацию в свою пользу. В 1291 г., несмотря на всю доблесть рыцарей, Акра была потеряна перед лицом подавляющего численного превосходства мусульманских войск. Иерусалимское королевство прекратило свое существование, как и последние владения крестоносцев на Востоке. В конце XIII в. иоанниты перебрались на Кипр, где стараниями Великого Магистра Жана де Вилье у них уже были замки в Никосии, Колоссии и других местах. В 1291 г. король Кипра Анри II Лузиньян подарил рыцарям город Лимиссо, где затем в течение восемнадцати лет была резиденция Ордена. Здесь Великий Магистр основал гостиницу для бедных и страннопришельцев. Он велел рыцарям вооружить суда, на которых прибыли они в Кипр, и употребить их для защиты паломников. Вскоре рыцари отправились в море, где собирая путешественников, провожали их в свое отечество и, сражаясь за них, получали великие добычи, чем значительно увеличили боевой арсенал Ордена. Двадцать лет на Кипре позволили Ордену восстановить силы. Казна наполнилась многочисленными поступлениями из Европы, а также добычей от морских побед над корсарами и турками. Увеличился приток новых рыцарей из Европы. Орден вновь обрел былое могущество. Однако вскоре у рыцарей появились причины для разногласий с местными властями. В соответствии со средневековым ленным правом Орден сохранил определенную свободу в решении собственных дел, но вынужден был находиться в определенной зависимости у своего сеньора, что выражалось, в частности, в уплате дани и несении воинской повинности. У Великого Магистра Гийома де Вилларе отношения с королем Кипра не сложились и гордый рыцарь начал подыскивать другое место. Он принимает решение занять остров Родос, расположенный у берегов Малой Азии и номинально принадлежавший Византийской империи. Иоанниты хотели остаться недалеко от палестинских земель, планируя со временем вернуться в Иерусалим. В 1309 г. в результате кровопролитных боев рыцари изгнали турок и сарацинов и обосновались на Родосе и семи соседних островах. В 1310 г. иоанниты перенесли сюда резиденцию Ордена и стали называться «сувереном Родоса». В это же время на острове был открыт большой странноприимный дом-госпиталь. Были построены новые укрепления, великолепный дворец, склады, школы, расширен флот. Орден создавал государственную основу своего военного могущества и в тоже время центр образования и культуры. Теперь иоаннитов стали называть родосскими рыцарями, и они подразделялись на группы: «Рыцари по справедливости» - именно они занимали все должности в Ордене и должны были иметь восемь поколений благородной крови. От немцев требовалось предъявить доказательства их происхождения по 16 поколениям, а от испанцев и итальянцев - лишь по четырем поколениям. «Рыцари по милости» - лица, принятые в рыцари в виде исключения за военные подвиги без доказательств своего дворянского происхождения или происходившие от отцов-дворян и матерей-горожанок. Позднее в Ордене появились так называемые рыцари благочестия, которые не принимали монашеских обетов. Братья-священники - капелланы - заведовали духовными и религиозными делами Ордена. Орденские служащие делились на оруженосцев и служащих по хозяйству. Рыцарь должен был первые пять лет прожить в орденском общежитии - в братстве, питаясь за общим столом. Обед рыцаря состоял из 400 граммов мяса, кружки вина и 6 хлебцев. В праздник мясо заменяли рыбой и яйцами. Орденское одеяние было установлено еще первым главой Ордена Жераром де Торном. Но затем были введены следующие правила. Все рыцари, в отличие от прочих членов Ордена, носили красную военную рясу с белым полотняным крестом и черный орденский плащ. Орденская одежда, одеваемая рыцарями перед сражением, представляла собой малиновую бархатную накидку с белым шелковым крестом на груди. Братья и служащие носили в мирное время черную рясу, а во время войны - черный плащ. Со времени основания Ордена, рыцари, кроме белого креста на одежде, носили серебряный крест той же формы, сначала на четках, а затем и на груди. Ношение серебряных крестов было официально установлено орденским Капитулом в 1631 г. Позже, серебряные кресты стали заменяться крестами белой эмали, с украшениями по углам, преимущественно лилиями. Кроме того, для высших сановников Ордена были установлены большие золотые кресты, которые носились на черной ленте или на золотой цепи. Братья же, служащие в Ордене, носили так называемый «донат» - полукрест, у которого недоставало двух верхних углов. В 1530 г. папа Климент VII обратился к Императору Священной Римской Империи Карлу V с просьбой даровать Ордену постоянную резиденцию на острове Мальта. Император благосклонно отнесся к этому ходатайству и 24 марта 1530 г. Карл V в Кастельфранко подписал грамоту, по которой острова Мальта, Комино и Гоцо, а также город и крепость Триполи в Ливии передавался иоаннитам на вечные времена в ленное владение. Благодаря этому Орден получил свое новое название и стал называться Мальтийским. Император желал, чтобы рыцари защищали его суда в Средиземноморье от атак турок и промышлявших здесь алжирских пиратов и помешали бы туркам открыть военные базы в Триполи. Орден же должен был в качестве символической платы за этот дар ежегодно поставлять Карлу V одного охотничьего сокола, в знак вечной признательности за щедрость. Сегодня Мальтийский Орден и его рыцари пользуются большим уважением во всем мире: они обязательно филантропы, финансирующие важные благотворительные программы.

  • История Мальтийского Ордена
  • Галереи
  • Исторический устав Мальтийского Ордена
  • На главную
    Hosted by uCoz